Ну, в общем, тут, видимо, этой штуке и место.
Общая идея в том, чтобы автоматизировать бизнес-процессы не на базе Activities, а на базе Задач.
Итак:
Суть:
- Все бизнес-процессы (т.е. последовательности действий) есть последовательности Задач: одно действие - один тип Задач;
- Задача может зависеть от других Задач - как начало Задачи, так и её завершение;
- Задача не может быть удалена или изменена - только завершена с тем или иным исходом;
- Задача может "включать" другие Задачи путем установления зависимостей. Вариант "включения" - когда подзадача активируется при активации надзадачи, а надзадача может быть завершена при завершении подзадачи.
Особенности:
- Любая Задача имеет как минимум автора, дату/время создания, исполнителя, дату/время прочтения задачи исполнителем; дату/время завершения (для завершенных);
- Задача может быть только в четырех состояниях: неактивная, активная непрочитанная, активная прочитанная (автомат), выполненная (с тем или иным исходом);
- Состояние задачи может зависеть от состояния других Задач:
- Задача может быть неактивной до тех пор, пока не будут завершены с нужным исходом другие Задачи, от которых зависит эта задача;
- Активная задача не может быть завершена с определенным исходом, если не завершены с нужным исходом Задачи, от которых она зависит;
- Выполнение задачи может создавать другие задачи (какие - может зависеть от исхода);
- Самая первая задача в бизнес-процессе может быть создана Событием - специальный тип Задачи без задачи-родителя;
- Завершение Задачи может породить другую Задачу того же типа; тогда в работе участвует только последняя задача в такой цепочке - получается "история выполнения задачи";
- С Задачами можно работать в любом ПИМе; некоторые можно там же завершать, если ПИМ поддерживает нужные исходы.
Примеры:
- Зависимость неактивности: "Оплатить счет" неактивна, пока не выполнено "Получить счет";
- Зависимость завершения: "Оплатить счет" не может быть завершена успешно, пока не выполнена задача "Получить выписку из банка" - тоже успешно;
- Группировка: "Купить товар" не может быть завершена, пока не завершены "Оплатить товар" и "Получить товар"; "Оплатить товар" не появляется, пока не появится "Купить товар".
- Зависимость следующих задач от исхода предыдущей: завершение "Оплатить счет" создает "Получить товар" (если счет оплачен успешно) - или же "Купить за нал", если не оплачен по причине денег на счету ёк;
- Задача порождает задачу того же типа: изменение сроков выполнения задачи, замена исполнителя.
Отличия от классики:
- Нет "состояния" процесса или его части (начал выполнять, выполнил наполовину и т.д.) - есть только Задачи - выполненные и не выполненные. Т.е. "состояние" процесса - это суперпозиция состояний всех его задач.
- Нет многих состояний Задачи (начал выполнять, почти закончил выполнять и т.д.) - только выполнена или нет (неактивна/активна, прочитана/не прочитана - это уже просто техника, юзер оперирует только "открыта" и "закрыта").
- Самое главное: контролируется не процесс, а результат.
Ключевые преимущества:
- динамическое планирование проекта - схема выполнения проекта может меняться на лету без дополнительных усилий - просто в силу внешних обстоятельств и результатов решения промежуточных задач;
- внятное визуальное представление хода выполнения проекта - для руководства (цветной граф задач и их связей - цвет задачи/связи зависит от успешности и сроков её выполнения);
- простое и удобное представление для исполнителей (простой список задач с возможностью группировки/сортировки/фильтров);
Идеи:
- задачи обеспечивают/требуют (Requires/Provides) некие "сервисы" (на самом деле - события). Триггеры вешаются на эти сервисы. Задачи включают/выключают сервисы. Это более удобно, чем вешать триггеры пачки задач на пачки друггих задач (которые сегодня есть - завтра нет).
- Задачи завершаются всегда - или исполнителем, или системой по дедлайну (с генерацией следующих задач - для принятия решения).
- Возможно, если задача не меняется в течении всего своего цикла жизни (а это уже не задача, а бизнес-процесс) - то хранить только один экземпляр и вести историю изменений.
2 комментария:
Слишком универсально и переусложнено, поэтому будет слишком сложный интерфейс, которым люди не захотят пользоваться именно по этой причине.
Лучше возьми какой-нибудь BPEL :)
Уже проехали и BPEL и ERP и CRM... Вот там действительно слишком сложно - любое изменение схемы работы ведет к перемолоту кучи данных.
Суть в том, что как раз ради упрощения интерфейса всё и делается - просто тупо список задач.
А как оно внутри... хез :-)
Отправить комментарий